Эмоциональный интеллект: для чего он нужен и как его развивать
Эмоциональная грамотность – один из ключевых навыков человека будущего. Успехи в работе и благополучие в других сферах жизни напрямую зависят от умения понимать свои эмоции и управлять ими. Научиться этому можно, развивая свой эмоциональный интеллект (ЭИ). Поговорим о нем подробнее в этой статье.
Определение понятия
Исследователи и создатели теоретической базы эмоционального интеллекта Питер Сэловей и Джон Д. Мэйер дают ему такое определение: «Способность отслеживать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию, чтобы управлять собственными мыслями и действиями» (Peter Salovey, John D. Mayer, «Emotional Intelligence», 1990). Важно понимать, что это не врожденная способность, и ее может развить каждый, регулярно практикуясь. Еще один известный исследователь, Дэниэл Гоулман, в своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» так же пишет о том, что ЭИ – это набор навыков, которые поддаются тренировке.
Говоря о структуре эмоционального интеллекта, Гоулман выделяет пять областей:
Самоосознание. Понимание своих внутренних состояний, возможностей и предпочтений, интуитивных предчувствий.
Саморегуляция. Способность управлять этими состояниями.
Мотивация. Эмоциональный настрой, который способствует достижению целей.
Эмпатия. Осознание чувств и потребностей других людей.
Социальные навыки. Умение вызывать у других людей желаемую реакцию.
Польза эмоционального интеллекта
В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств. Согласно научным исследованиям, производительность и высокое качество работы в большей степени зависят от эмоциональных способностей, чем от интеллекта и знаний. Причем это относится не только к людям, занятым в сфере продаж или обслуживания, но и к представителям технических профессий.
Результаты одного исследования, описанного в книге Гоулмана, говорят о том, что есть шесть черт, которые отличают выдающихся работников технической сферы:
- Сильное стремление к успеху и высокие стандарты достижений.
- Способность влиять на других.
- Концептуальное мышление.
- Аналитические способности.
- Инициативность в решении проблем.
- Уверенность в себе.
Заметьте, что только две из них (концептуальное мышление, аналитические способности) относятся в чистом виде к интеллектуальным. Остальные же принадлежат эмоциональной области.
Что касается лидерских качеств, по словам Гоулмана, есть исследования, которые подтверждают, что от 80 до 100% способностей, свойственных лидерам, так же можно отнести именно к эмоциональным. Таким образом, есть научное подтверждение тому, что лидерство напрямую связано с развитием ЭИ.
В личной сфере сильный эмоциональный интеллект помогает нам создавать такие условия, при которых состояние счастья и благополучия становится устойчивым, а не возникающим время от времени. Связано это с эмоциональным равновесием, которое достигается за счет освоения определенных навыков. В некотором смысле, счастье – это тоже навык. Как и гибкость, оптимизм, доброта.
Тренируем эмоциональные способности
В первую очередь на развитие эмоционального интеллекта влияет тренировка стабильного и ясного, безоценочного внимания. Это помогает осознавать свои мысли, эмоции и чувства в момент их возникновения без перехода на автоматические реакции. То есть мы тренируем умение выдержать паузу перед тем, как действовать в какой-либо ситуации. Именно это является фундаментом, на котором строится эмоциональный интеллект, и именно вокруг этого строятся практики майндфулнесс-подхода. То есть можно сказать, что майндфулнесс – один из наиболее эффективных инструментов для развития ЭИ.
*По материалам исследований Дэниэла Гоулмана