Рецепт лидерства в стиле майндфулнесс
Все мы, так или иначе, влияем на окружающих людей, и каждый из нас в некотором роде лидер. Вдохновлять других своим примером – казалось бы, известный рецепт успеха, но какие ингредиенты фактически входят в него? Поговорим сегодня об этом.
Важнейшая составляющая эффективного лидерства в стиле майндфулнесс – развитый эмоциональный интеллект, то есть способность осознавать, контролировать и правильно выражать свои эмоции, а также способность чутко и благоразумно строить межличностные отношения.
Термин «эмоциональный интеллект» популяризовал известный исследователь Дэниэл Гоулман, который, говоря о структуре ЭИ, выделил пять взаимосвязанных компонентов:
- Самоосознание
- Саморегуляция
- Мотивация
- Эмпатия
- Социальные навыки
Итак, теперь у нас есть список ингредиентов, но как именно нужно комбинировать их, чтобы стать выдающимся лидером? Первое, что важно запомнить – вы лидер, а не супергерой. И совершенно нормально оставаться просто человеком. Это даже крайне необходимо – сохранять все человеческие качества и особенно те, благодаря которым вы нравитесь людям, и они к вам тянутся. Вот шесть аспектов, на которые стоит обратить внимание в этой связи.
Признание уязвимости (самоосознание)
Каким бы нелогичным это ни казалось, выдающиеся лидеры полагаются на уязвимость. Люди не идеальны. Мы все совершаем ошибки. Все чего-то боимся. Лидера, который признает и прорабатывает свои слабые стороны, уважают и ценят, потому что уязвимость формирует прочную связь и доверие между людьми.
Сторителлинг (самоосознание, эмпатия, социальные навыки)
Вместо того чтобы объяснять кому-то, что и как делать, расскажите о собственном опыте. Дополните рассказ отступлениями, которые будут иллюстрировать ваши ценности, то, как вы к ним пришли, то, что вам нравится видеть в других людях. Желание поделиться личными историями (и выслушать других) также подчеркивает уязвимость, которая, в конечном счете, помогает построить доверительные отношения. Если вам кажется, что от природы вы так себе рассказчик, то пройдите специальные курсы по сторителлингу. Человечество рассказывает истории тысячелетиями, и каждый из нас просто запрограммирован на это.
Контроль влияния власти (саморегуляция)
Нейробиологи изучили вопрос, почему власть развращает, и обнаружили, что она ухудшает работу системы зеркальных нейронов, лежащей в основе способности человека к эмпатии. Безусловно, трудно предотвратить воздействие, которое определенные властные полномочия оказывают на мозг, но вполне возможно время от времени намеренно абстрагироваться от них. Чтобы поддерживать способность к сопереживанию, важно брать на себя выполнение обычных мирских задач, не требующих могущества (покупать молоко, оплачивать счета и т. д.); иногда вспоминать свое прошлое, где не было этой власти; регулярно взаимодействовать, искренне общаться с обычными, менее влиятельными людьми.
Психологический комфорт (мотивация и эмпатия)
Эмоциональный интеллект требует сильной внутренней мотивации, а эффективное лидерство – способности вдохновлять и заряжать энергией других людей. Но если вы хотите по-настоящему инновационную команду, которая любит свою работу и фонтанирует свежими идеями, то обращайтесь к ней с состраданием, которое поможет создать такую среду, где люди будут чувствовать себя комфортно, выражая противоположные мнения и идя на риск. Благоприятная среда позволяет людям экспериментировать с идеями, не опасаясь насмешек или взаимных обвинений. С этой же целью не скупитесь на похвалу, но будьте искренними.
Знание своих людей (эмпатия)
Изоляция от коллектива обойдется вам слишком дорого. Если ваша команда не знает, не понимает и не любит вас, то будет верным и обратное утверждение: вы сами не знаете, не понимаете и не любите членов своей команды. А это означает, что вы не сможете помочь каждому из них проявить сильные стороны. Только познакомившись ближе, внимательно изучив своих сотрудников, вы сможете распознать их ограничивающие убеждения и особые способности, сумеете адаптироваться к ним и подобрать наилучшую роль для каждого.
Управление конфликтами (социальные навыки, эмпатия)
Люди испытывают терпение. Люди идут на конфликт. И хороший лидер должен знать, как направить дискуссию в конструктивное русло, прежде чем она обострится и навредит рабочим отношениям. Один из способов действия в ситуации, когда ваш оппонент готов сорваться, – это просто остановить разговор и спросить с искренним беспокойством: «Вы в порядке?». Такая реакция часто эффективно снижает остроту конфликта, прерывает набирающую обороты дискуссию и предотвращает чрезмерно интенсивную эмоциональность во взаимодействии.