Представьтесь, пожалуйста:

Контактный телефон:
Укажите полный номер с кодом города или моб. оператора.

Электронная почта или Skype-логин:

Сообщение, если есть:

Подписаться

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самые актуальные и интересные материалы прямо на почту.

Ваше имя:

Ваш адрес электронной почты:

Всем подписавшимся одна из трёх практик осознанности в подарок!

Подарок

Нажимая на кнопку ПОДПИСАТЬСЯ, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Выберите подарок





       

Мой путь

Мое знакомство с медитацией состоялось в 1990 году. Именно в этот период был снят официальный запрет на карате, и мы с одноклассниками отправились осваивать этот загадочный вид единоборств. Для меня занятия карате стали родной стихией.

Спустя несколько лет, я получила свой долгожданный черный пояс первого дана из рук ученика легендарного Масутацы Оямы – основателя школы киокушинкай-карате.

В университете все курсовые работы были связаны с боевыми искусствами. Дипломная работа посвящена анализу феномена единоборств как неотъемлемой части культуры Востока и тому как в процессе адаптации к принципиально иной культурно-исторической почве боевые искусства трансформируются в спортивные состязания.

На тренировках мы с большим уважением относились к традициям и строго соблюдали определенные ритуалы. Важной их составляющей были дзенская медитация, дыхательные практики, а также выполнение ката.

Я не могла жить без спорта
Я не могла жить без спорта

Следующим этапом стало знакомство с суфийской традицией, а также практиками визуализаций. Помню, как меня вдохновило исследование об использовании техники визуализации в подготовке олимпийских спортсменов.

Позже, получив дополнительное высшее образование и став клиническим психологом, я начала использовать медитативные практики в работе со своими клиентами.

Через несколько лет состоялось знакомство с подходом MBSR (Mindfulness Based Stress Reduction) и его основателем Джоном Кабат-Зинном (Jon Kabat-Zinn). Джон получил степень доктора по молекулярной биологии в Массачусетском технологическом институте (легендарном MIT). Его научным руководителем был Сальвадор Лурия, нобелевский лауреат по биологии. В 1979 году Джон первым предложил использовать практику медитации в лечебных целях, создав программу Mindfulness Based Stress Reduction («Программа снижения стресса на основе осознанности»).

(Jon Kabat-Zinn) Джон Кабат-Зинн создатель Mindfulness Based Stress Reduction

(Jon Kabat-Zinn) Джон Кабат-Зинн создатель Mindfulness Based Stress Reduction

Почему медитация?

Сначала медитация способствовала боевому настрою на поединок. Здесь уместно вспомнить слова Каса д’Амато, тренера Майкла Тайсона: «Страх – как огонь. Если ты контролируешь его, как мы контролируем огонь, когда хотим согреться, он друг. Когда не контролируешь, он сожжет и тебя и все что вокруг тебя».

Именно практики осознанного внимания и сосредоточения помогали контролировать этот «огонь». Этот навык очень пригодился в карьере. Я в большей степени оказалась подготовлена к жизненным, точнее, рабочим вызовам (challenges). А их было много.

Моя первая работа была связана с организацией семинаров по боевым искусствам в США. Это был удивительный этап. Я самостоятельно проводила семинары по восточным единоборствам, а чуть позже прочитала свою первую лекции в Университете Нью-Гэмпшира по вопросам «организованной преступности». Эта тема моего первого диссертационного исследования была тогда очень актуальна.

Потом я прошла конкурс и стала работать в Инвестиционном фонде «США-Россия», позже – в известной сети фитнес-клубов. Переломным моментом стала работа в «Гранд Отеле Европа» в должности руководителя отдела маркетинга и PR.

Тогда же я получила грант на повышение квалификации по созданной при Борисе Ельцине «Президентской программе обучения руководителей среднего и высшего звена и создания управленческого резерва» – «Топ-менеджер» в Институте управления и экономики Академии народного хозяйства Правительства РФ. Снова начался период ограничений, – да и было ли когда по-другому? Утром, в восемь часов, уже на работе, вечером после одиннадцати возвращаешься домой и думаешь только о том, как успеть сделать домашнее задание. Суббота и воскресенье тоже были чаще всего рабочими: надо было успеть доделать то, что так и не успела в течение рабочей недели. Помню, в то время моей мечтой был лишь сон. Несомненно, «президентская программа» дала мощный импульс карьерному росту и уже через год я стала руководителем небольшого холдинга, где в моем подчинении находилось порядка сорока человек. На тот момент мне было двадцать восемь лет.

Одним из рабочих вызовов для меня стало первое собрание коллектива. Казалось бы, рутина. Но когда тебе двадцать восемь, а большинство сотрудников значительно старше и настроены скептически или враждебно, то тебе просто необходимо самообладание и безусловная доброжелательность. В этом мне помогали занятия медитацией.

Конечно, было еще много ситуаций, которые требовали и выдержки, и психологической устойчивости и умения «брать себя в руки».

Помимо этого я продолжала заниматься частной практикой

Помимо этого я продолжала заниматься частной практикой

Медитация помогает держать себя в руках в любой ситуации

В период работы в отеле мне посчастливилось работать с маэстро Юрием Хатуевичем Темиркановым – художественным руководителем Санкт-Петербургской филармонии, которую связывали с отелем партнерские отношения.

Маэстро Темирканов тогда обдумывал идею создания своего персонального благотворительного фонда. Через некоторое время он предложил мне его организовать и возглавить.

Так появился Международный Фонд Культурных Инициатив Маэстро Темирканова, недавно отпраздновавший свое десятилетие. Тогда же я заняла пост заместителя генерального директора Санкт-Петербургской филармонии по развитию – в важнейший период деятельности этого легендарного учреждения российской культуры, связанный с реконструкцией и техническим переоснащением Большого зала.

Сегодня Международный Фонд Культурных Инициатив Маэстро Темирканова решает самые разные вопросы как просветительского характера, поддержки творческой молодежи, так и благополучия ЗКР Симфонического оркестра филармонии, а также проводит серии благотворительных концертов для ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, детей-сирот. Эти яркие события, оставили необыкновенные воспоминания.

Работа в Международном Фонде Культурных Инициатив Маэстро Темирканова

Работа в Международном Фонде Культурных Инициатив Маэстро Темирканова

Но тяжелее всего мне далась поездка делегации Фонда в Беслан вскоре после случившейся там трагедии.

У нас был список семей, которые понесли невосполнимые утраты и остро нуждались как в материальной, так и в моральной помощи. До сих пор я помню весь тот день, школу, город, погруженный в траур. Помню и собственную беспомощность, когда сердце разрывается от осознания того, что исчерпывающе помочь невозможно, вернуть погибших детей нельзя. Надо как-то жить дальше, но как?

У нас был список из двенадцати семей, после трех или четырех встреч у меня появилось ощущение ступора, лились слезы, было очень тяжело дышать. Я не знала, как собраться, как найти силы на встречу с новыми людьми. И вот тогда вспомнила о медитации и дыхании, которые стали своеобразным якорем в том бушующем океане чувств. И шаг за шагом я смогла сделать то, ради чего прилетела.

И вот еще один пример как медитация и визуализация помогли мне справиться с тяжелой травмой.

Жизнь готовила мне тяжелое испытание – серьезную травму и операцию на позвоночнике. Кто бы мог предположить, что однажды я услышу: «Вы больше никогда не будете заниматься спортом. После такой травмы, как у вас, получают третью группу инвалидности и чаще всего остаются с ней на всю жизнь».

Это стало ударом.

Но именно в этот момент я поняла, что будущее полностью зависит от моего решения сейчас. Если я опущу руки – останусь инвалидом. А если соберу волю в кулак – еще смогу изменить качество своей жизни.

Помню, я спросила себя: «Есть ли или был ли человек, на которого неожиданно свалилось подобное испытание? Справился ли этот человек?». И я улыбнулась: «Есть и были. Таких людей очень много. Паралимпийцы, например. Или мой любимый герой детства Алексей Мересьев, который не сдался, победил и снова стал летать». И еще я подумала, что моя травма – это жалкая мелочь по сравнению с тем, через что проходили эти люди.

Я почувствовала мощный прилив сил. Я поняла, что не сдамся! Именно это Виктор Франкл называл «упрямством человеческого духа».

Я начала работать над собой: шаг за шагом, через боль и страх, продвигалась к заветной цели. Лечебная физкультура, медитации, визуализации и железная самодисциплина. Вот что помогло мне достичь ее.

У физической боли есть три измерения: физическое (сенсорное); эмоциональное (что мы чувствуем по поводу боли); и когнитивное (значение, которое мы придаем боли).

Сама боль в спине – это физический компонент. Мы вынуждены от многого отказаться, и начинаем что-то чувствовать по этому поводу. Например, гнев или злость, сильный страх или уныние. Это и есть эмоциональный ответ. А затем у нас появляются мысли по поводу боли: вопросы, обвинения, страшные предсказания и тому подобное. Эти ожидания и страхи формируют стресс от физической боли.

Существует способ работы с ними, основанный на буддийской медитации, который помогает освободиться от переживания боли (от эмоционального и когнитивного компонентов). Это часто ведет к тому, что и физическая боль значительно снижается.

Когда через два месяца я приехала на реабилитацию, врачи не поверили своим глазам, сто раз перечитывали выписку. Ведь выздоровление было невозможно.

Спустя год я вернулась к своей обычной жизни! И даже улетела в столь любимый всеми дайверами мира Дахаб, чтобы продолжить занятия техническим дайвингом.

Вот какой урок преподнесла мне жизнь: никогда нельзя сдаваться перед обстоятельствами! Нельзя падать духом! Именно в этом и заключается наша личная ответственность перед самой жизнью.

Я смогла посетить Дахаб

Я смогла посетить Дахаб

Как и когда я занимаюсь медитацией?

Мои занятия медитацией проходили разные стадии. В какие-то периоды жизни я уделяла этому занятию больше времени, а в другие – меньше.

Безусловно, участие в программе MBSR (Mindfulness Based Stress Reduction) в Центре Майндфулнесс при Массачусетском университете кардинально изменили мою практику.

Я медитирую каждый день. Эти медитации не всегда длительные. В зависимости от внутренних ощущений я выполняю формальную практику (сканирование тела, медитация полного присутствия, сосредоточение на дыхании или медитация доброжелательности) и неформальную практику (например, это может быть просто осознанная ходьба или осознанный перерыв на кофе). Также я очень люблю практику из курса MBSR – mindful yoga.

Если я ограничена во времени, то делаю трехминутную дыхательную паузу несколько раз в день. Как недавно сказал мой учитель медитации: «Даже осознание того, что ты пропустила практику является практикой!»

Недавние исследования, проведенные в Массачусетской клинике (Massachusetts General Hospital), показали, что после восьминедельного курса MBSR происходят структурные изменения (укрупнение) отдельных участков мозга, участвующих в процессах обучения, запоминания, принятия решений и оценки будущего. Это очень важные составляющие, способствующие тому, чтобы быть в оптимальной психологической форме, в те моменты, когда мы находимся в состоянии стресса или испытываем физическую боль.

Медитация помогает избавиться от боли

Медитация помогает избавиться от боли

Трудности, с которыми я сталкиваюсь на этом пути

  • Отключение режима «целеполагания». Медитация – это не релаксация (релаксация является побочным эффектом медитации). Когда мы стремимся расслабиться, то в нашем сознании есть цель. Медитация – это пустота, а не стремление.

«Если вы начинаете думать – «Я медитирую для того, чтобы справиться с болью» – вы занимаетесь практикой с неправильной мотивацией. Медитация не может «работать» или «не работать»; она позволяет быть всему таким, каким оно является».

Джон Кабат-Зинн

  • Смягчение «критика». Медитация – это уникальный способ смягчить жесткое (карающее) супер-эго. Об осознанной медитации или о майндфулнесс часто говорят, как о сердце буддийской медитации. Но в случае программы MBSR речь не идет о буддизме, а о направлении внимания. На самом деле именно этим и является медитация, независимо от традиции или используемой техники.

В азиатских языках слово, описывающее «ум» и «сердце» одно и то же. И если мы не понимаем «осознанность» (mindfulness) в глубоком смысле как «сердечность» (heartfulness), то мы не понимаем, по-настоящему, всю глубину этой идеи! Сострадание и доброта по отношению к себе неразрывно вплетены в осознанность. Джон Кабат-Зинн часто называет осознанность «мудрым и ласковым вниманием».

Ну и с чего же начинать, если хочешь попробовать медитацию осознанности?

Это вопрос мне задают чаще всего.

Джон Кабат-Зинн определили осознанность как безоценочную осведомленность, возникающую при направлении внимания на текущий момент.

Бытует мнение, что медитировать, значит испытывать что-то особенное или даже необычное. А вот если практикующий подобного не испытывает, то он что-то делает не так.

Это широко распространенный, но совершенно ошибочный взгляд на медитацию.

Осознанность – это не способ оказаться где-то еще, это способ быть там, где вы есть, и понимать это.

Как долго следует практиковать для начала?

Я думаю, что 10–15 минут вполне достаточно. Этого времени хватит для того, чтобы встретиться со скукой и беспокойством, а также испытать всевозможные состояния ума, почувствовать дискомфорт тела.

Именно подобные состояния становятся вашими учителями на пути осознанности.

У вас могут появляться разные мысли: «Меня это бесит», «Это скучно и глупо!». Однако важным открытием станет то, что это всего лишь мысли.

Вы столкнетесь с различными эмоциями, подумаете что-то типа: «Я точно не могу медитировать». Но вам нужно лишь отмечать все «игры» ума и тела и не принимать вещи через призму своего «я».

Джон Кабат-Зинн любит повторять: «Осознанность предполагает прожить жизнь так, как если бы она имела смысл. И она имеет смысл. Значительно больший, чем вы думаете и, даже, больший чем вы могли бы вообразить».

Жизнь имеет смысл

Жизнь имеет смысл